Эффективность системы работы педагогов по самообразованию

 

 
На основании годового плана работы на 2016 -2017 учебный год в нашем дошкольном учреждении с 13.02.2017г. по 17.02.2017г. был организован тематический контроль с целью эффективности системы работы педагогов по самообразованию, создания благоприятных условий  для воспитательно-образовательной работы с детьми.
Задачи:

  1. Изучить условия, созданные в группе для организации воспитательно-образовательного процесса по самообразованию педагогов всех возрастных групп, выявить уровень сформированности, наполняемости и грамотности оформления предметно-развивающей среды.
  2. Проанализировать уровень планирования работы по самообразованию педагогов.

В тематической проверке приняло участие 4 группы: «Божья коровка» – младшая группа, «Капитошка» –  средняя группа, «Золотая рыбка» – 2 старшая группа, «Радуга» –  1 старшая группа.
По результатам тематического контроля можно сделать вывод: предметно – развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО, соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.  Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, плакаты, иллюстрации, альбомы в которых можно закрепить знания по темам. В игровых центрах имеется  необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов по отдельным тематикам.
Анализ образовательной деятельности показал качественную подготовку педагогов,  методически грамотное проведение НОД. Анализируя просмотренные занятия, можно отметить, что у детей имеются определенные знания по заявленным темам.
Попкова Л.Г. в младшей группе провела открытое занятие «Веселая ярмарка». Тема ее углубленной работы  «Эстетическое воспитание дошкольников с помощью народно-прикладного искусства». Благодаря такой работе у детей развиваются эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством практической направленности вещи с ее декором, национальным колоритом. Знакомство с изделиями народных мастеров помогают развивать речь у детей, воспитывают внимание и бережное отношение к окружающей среде, т.к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.  Задача воспитателя – направлять творческий процесс дошкольников. Хочется отметить, что Лариса Геннадьевна в своей работе с детьми использует глину, солёное тесто и пластилин. Глина – это основной материал для обучения детей лепке, прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива, как материал, и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Не забывала Лариса Геннадьевна  знакомить родителей в течение учебного года и с успехами детей: устраивала выставки детских работ, где родители могли оценить творческие способности детей, выступала на родительских собраниях, где привлекала внимание родителей к народному искусству, проводила  беседы, давала рекомендации, оформляла информационные стенды, давала мастер-классы.
Воспитатель средней группы Янчук Н.А. показала занятие «В гости к гномикам». Тема ее углубленной работы звучит «Занимательная математика».  Надежда Александровна по своей теме  готовит много занимательного дидактического материала, который  является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.  В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления  материала. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая пало чки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занятие в 1-ой старшей  группе провела Гринь О.И.   Тема ее работы по самообразованию звучит «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста».         Нравственные качества у детей Ольга Ивановна формирует через познавательные и этические беседы с детьми: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Помоги другу»; чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, организацию  сюжетно-ролевых игр, игровых упражнений: «Поприветствуем друг друга», «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Словарь вежливых слов». В результате систематической работы в направлении формирования нравственных качеств личности   у детей складываются предпосылки к вхождению в социум: приобретается опыт общения с взрослыми и  сверстниками, формируются  основы культуры поведения в общественных местах, дружеские взаимоотношения.
Хочется отметить, что Ольга Ивановна постоянно в своей работе применяет и использует психологические и поведенческие тренинги.
Во 2-ой старшей группе   занятие «Один дома» показала Космодемьянская Е.Г. Тема ее углубленной работы звучит «Инновационные технологии в развитии валеологического образования и здоровьесберегающей среды детей дошкольного возраста».  Целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий с новыми нетрадиционными подходами, получившая в настоящее время название здоровьесберегающие технологии, приводит к устойчивым положительным результатам: снижению общей и простудной заболеваемости, стабильной физической и умственной работоспособности детей, гармонизации в целом эмоционально-психологического состояния.
 Образовательная деятельность планировалась так, чтобы вызвать у детей ощущение интереса и радости: Елена Григорьевна вела занятие от лица воспитателя, мамы и Шалунишки.  В протяжении всего занятия воспитатель поддерживала положительно эмоциональный настрой. Дети динамично переключались с одной игры на другую. Занятию соответствует принцип активности – поддерживалась мотивация и интерес. Дети были активны, получили положительный эмоциональный настрой, закрепили полученные ранее знания: как правильно себя вести дома, когда остаешься один, что дети должны быть ответственны за свое поведение.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал  эффективность воспитательно-образовательной работы в МДОУ детский сад № 7 по самообразованию педагогов.