Педсовет "Формирование у детей интереса к художественной литературе"

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио  и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Чтение впервые выделяется как самостоятельный вид основной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний, возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями.
Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.
Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научится, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.
На сегодняшний  день  перед  педагогами  стоит  задача: формирование  интереса детей  к художественной  литературе через приобщение  к  словесному искусству, развитие  художественного  восприятия, эстетического вкуса.
Перед педсоветом была проведена творческая неделя, на которой каждый педагог мог показать мастер-класс, поделиться опытом.
На педсовете воспитатель младшей группы Гринь О.И.  выступила с докладом о роли малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Она подчеркнула, что благодаря малому фольклору у детей расширяется словарный запас, активизируется познавательное и умственное развитие, происходит ознакомление с окружающим миром, в результате чего развиваются у детей восприимчивость, чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Педагог подготовительной группы Космодемьянская Е.Г. выступила с докладом «Значение детской книги в развитии дошкольников. Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника».
Старший воспитатель Шумалова Н.А. подвела итоги анкетирования, в опросе которого принимали непосредственное участие родители (законные представители): «Значение развития речи в полноценном развитии ребенка».
Педагог средней группы Попкова Л.Г. выступила с презентацией открытых мероприятий по тематике педсовета.
В конце педсовета педагогический коллектив пришел к выводу, что в процессе ознакомления с художественной литературой:
– дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
– обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики;
–  улучшается звуковая культура речи;
– формируется нравственность и культура поведения и т.д.