Педсовет «Работа дошкольного учреждения с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми. Создание условий для реализации правового воспитания детей в детском саду».

В.А. Сухомлинский сказал: «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,  - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы и  мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. 
В нашем дошкольном учреждении 04.04.2019г. прошел педсовет на тему: «Работа дошкольного учреждения с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми. Создание условий для реализации правового воспитания детей в детском саду».
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и  образовательной,  и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка.  Каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Мы считаем, что педагоги, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей. В дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые. В дошкольном учреждении – это воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей.
Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.

Этапы правового воспитания детей:

I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».
Детям старшего дошкольного возраста становятся доступны для понимания основные права:
1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).
Правовое воспитание в детском саду тесно переплетается с нравственным воспитанием, с целенаправленным процессом приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Поэтому вполне можно считать, что правовое воспитание в детском саду осуществляется в процессе нравственного воспитания и неотделимо от него.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, чувства уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. В дошкольном учреждении мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности -  игровую и художественно-продуктивную: проводим ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги; организуем проблемно-поисковую деятельность детей.   В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, используем сказки, стихи, пословицы, поговорки, презентации.
Также средствами воспитания являются художественные средства: использование  художественной литературы, изодеятельности, музыки, использование символов – схем; природа: знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных; собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения; окружающая ребенка обстановка: атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью; программно-методическое обеспечение;  организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок правовых знаний, уголок нравственно-патриотического воспитания, уголок семьи; организация совместной деятельности детей и взрослых; организация работы в НОД и в повседневной жизни;  игры: словесные, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, музыкальные.
Все педагоги в ходе обсуждения пришли к тому, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают.
На педсовете была затронута тема: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Накануне в ДОУ во всех возрастных группах  было проведено анкетирование родителей по правовому воспитанию детей. Родителям интересно знать, какие они воспитатели, каков их уровень правового воспитания, способны ли они взвешено оценивать свои действия,  поступки  по отношению к своему ребенку и окружающим. Педагоги после изучения анкет получили более достоверную картину взаимоотношений детей и взрослых.  Обобщенные результаты дали возможность скорректировать усилия педагогов в том или ином направлении, увидеть ошибки и промахи, выделить ценное, что есть в отношениях дошкольного учреждения и родителей в ходе воспитательного процесса  применить в практической деятельности.
Всестороннее гармоническое развитие детской личности в современных условиях требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка. Роль семьи в воспитании, образовании детей трудно переоценить. Ведь семья, как ячейка общества, имеет огромное влияние на развитие личности ребёнка, на формирование у него нравственных начал, характера, умения жить в обществе. Понимая, что частью работы ДОУ является пропаганда педагогических знаний среди родителей, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения всегда нацелен на сотрудничество с родителями. Педагогический коллектив исходит из того, что именно роль семьи несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, ибо именно в семье формируется и развивается личность ребёнка, родители также являются участниками воспитательного процесса. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Сегодня главные усилия педагогического коллектива детского сада направлены на выполнение двух задач:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими и юридическими знаниями.

Работа с родителями по правовому образованию носит дифференцированный характер. При этом соблюдается ряд условий:

  • взаимная заинтересованность в партнёрстве педагога и родителей;
  • доброжелательность, тактичность в отношениях;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
  • учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания и правовых знаний;
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
  • использование индивидуальных и групповых форм работы по правовому образованию родителей;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • обеспечение определённой последовательности в работе с родителями.

Далее старший воспитатель Шумалова Н.А. продемонстрировала педагогам презентацию «Развитие коммуникативной компетенции родителей в системе детско-родительских отношений». Заведующая ДОУ Краснопевцева В.Н. подчеркнула, что от квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей. Педсовет прошел интересно и продуктивно.