Семинар-практикум

Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская народная пословица

30 ноября 2016г. на базе нашего дошкольного учреждения  был проведен семинар-практикум на тему: «Формирование экологической культуры у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ».
Цель семинара. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
На семинаре присутствовали педагоги  муниципальных дошкольных учреждений города Алушты.  На данном мероприятии мы постарались создать теплую атмосферу.
Для педагогов дошкольных учреждений  была  показана  непосредственно-образовательная деятельность  в средней и старшей группах, в ходе которой мы показали, что опыт – это весело и увлекательно. Но в тоже время все увидели, что в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления:  детей подводят  к суждению, умозаключению, уточняют их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В ходе экспериментирования  дети получили  возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. В результате совместной работы педагога и ребенка у детей дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к эксперименту, а воспитатель выступает в роли партнера, соучастника деятельности, мудрого наставника.
Далее Попкова Л.Г. показала мастер-класс «Огнедышащие горы» с показом  «извержения вулкана».   Для демонстрации опыта был подготовлен макет вулкана. Лариса Геннадьевна рассказала легенду о вулканах, рассмотрела  с участниками семинара иллюстрации,  какие бывают вулканы. Все с интересом наблюдали за опытом, делились впечатлениями.
Старший воспитатель Шумалова Н.А. зачитала доклад на тему «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» и рассказала, что педагогами МДОУ разработана дополнительная программа по экологическому воспитанию «Первоцвет», которая рассчитана на 4 года обучения, начиная с младшей группы. В основу содержания программы  «Первоцвет»  легла  парциальная программа «Юный эколог» автор  Николаева С.Н., которая рекомендуется в рамках реализации  принципа вариативности содержания программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. Новизна программы «Первоцвет» состоит в том,  что в ней познание экологии непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью, существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес детей к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Программа рассчитана на реализацию принципа интеграции. Она позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности.
Педагоги детского сада «Чебурашка»   понимают, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.  Они, начиная с младшей группы,  постепенно повышают экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе и к окружающему миру в целом, посредством не только знакомства с экологией, как с наукой, но и практической экспериментальной деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Шумалова Н.А. подчеркнула, что выбранное экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи коллектив детского сада сможет воспитать экологически грамотных людей, способных любить, ценить и рационально использовать природное богатство.