Творческая неделя «Эффективность воспитательно – образовательной работы в детском саду по формированию элементарных педагогических представлений»

 На основании годового плана работы на 2018-2019 учебный год, на основании приказа № 57 от 26.10.2018г.  с 25.11.2018г. по 30.11.2018г. в МДОУ  был организован тематический контроль по теме: «Эффективность воспитательно – образовательной работы в детском саду по формированию элементарных педагогических представлений». Была проведена творческая неделя, где каждый педагог мог поделиться своим профессиональным опытом.
Цель: выявить состояние работы педагогического коллектива по формированию математических  представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Оценить знания педагогов по методике ФЭМП у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать уровень планирования работы.
3. Оценить условия для ФЭМП у детей.
4. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.
5. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по развитию ФЭМП у детей дошкольного возраста.
В тематической проверке приняло участие 4 группы:
«Божья коровка» - младшая группа, «Капитошка» -  подготовительная группа, «Золотая рыбка» - средняя  группа, «Радуга» - старшая группа.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников  осуществляется в процессе всей разнообразной деятельности педагога, но одной из важных является непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП.
Анализ НОД по ФЭМП показал хороший уровень ее проведения. Уровень профессионализма воспитателей показывает их умение строить педагогический процесс с преимущественным использованием словесных, наглядных, практических методов и игровых ситуаций.
Анализируя непосредственно образовательную деятельность прослеживается, что педагоги в НОД создают ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск более новых, творческих решений, развивают интерес к творчеству.
Основываясь на возросшем интересе детей старшего дошко­льного возраста к окружающему миру, педагоги формируют целенаправленность, интеллектуальные операции (синтез, ана­лиз, умение делать выводы и умозаключения). Освоение необходимой терминологии происходит в инте­ресных детям играх, творческих заданиях, практических упражнениях.
В условиях игры, в НОД педагоги организует живое, непринужденное общение с детьми, исключающее навязчивые повторения.
    Прослеживается, что  цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются. Педагоги стараются, чтобы программный материал по ФЭМП был усвоен детьми, используя  разнообразные формы и методы работы: счет, сравнение, отгадывание загадок, решение логических задач, д/игры, игры с картинками, работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа и т. д.
В младшей группе «Божья коровка»  воспитатель Слипченко А.Н. организовала открытый показ НОД по теме «В гости к лесным жителям». Занятие было направлено на развитие умения видеть общий признак предметов (ежики без колючек), различать понятия «много» «один», «ни одного»,  называть детенышей животных, искать «домики» для животных, где педагог сразу же провел с детьми работу над ошибками.  Анита Николаевна подготовила к занятию лепбук, благодаря которому воспитанники младшей группы могли продолжать свое знакомство с животными. В ходе НОД формировались навыки внимательного, заботливого отношения к окружающим, умения прийти на помощь.
 Педагогом была проведена предварительная работа, изготовлены наглядные пособия, как в виде демонстрационного материала, так и раздаточного. Дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Анита Николаевна использовала такие методы, как показ, пояснение, индивидуальная работа, сюрпризные моменты.  Детям было очень интересно играя, получать знания.
Выполнение различных игровых заданий создали положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысили речевую активность детей и сохраняли интерес на протяжении всей образовательной деятельности.
На протяжении всей деятельности дети были отзывчивы, доброжелательны и с большим удовольствием выполняли все задания.

Педагогом средней группы «Золотая рыбка» Малиновской Ю.Ю. было подготовлено и проведено с детьми занятие на тему «Путешествие в страну математики». Для реализации каждой задачи НОД были подобраны приемы, наглядные пособия, дидактический материал, которые использовались   в интересной и занимательной форме,  стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Работа педагога с детьми прослеживалась  в течение всей деятельности: дети свободно считали до 5 (прямой и обратный счет), называли геометрические фигуры, части суток и т. д.  Дети слушали и слышали педагога, Юлия Юрьевна чётко и ясно формулировала задания и задавала вопросы. Ребята с интересом играли в игры: «Расставь по величине», «Найди фигуру по описанию», «Ориентировка на листе бумаги» (расстановка электроприборов), «Отгадай загадки» (части суток), игра «Скажи наоборот». Воспитателем были правильно  подобраны атрибуты к НОД, что в свою очередь способствовало мотивации детей в деятельности. Юлия Юрьевна старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы: групповая  и индивидуальная.
  Мутриддинова Д.В., воспитатель старшей группы «Радуга»,  подготовила для детей непосредственно образовательную деятельность «Путешествие в страну Фигурляндию». В ходе НОД решались следующие задачи: упражнять детей в счете на слух, умение ориентироваться на основании предмета (детского стульчика), сравнивать множества, закрепить пространственные представления и т.д. Развивая пространственное мышление, логические операции (анализ, синтез, обобщение, классификация) у детей воспитывались дружеские чувства и желание прийти на помощь.
Демонстрация слайдов подготовленной презентации создавала интерес и формировала у детей желание помочь героям. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы и методы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых  Диана Вадимовна старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.
Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности.
Диана Вадимовна поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения задач и проблем.
 На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности детей. Все задания выполнялись с удовольствием. 
Отношения педагога с детьми были построены построены на принципе сотрудничества.  Дети  на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя,  проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг  и совместной деятельности.
  Занятие  было обучающее, развивающее, увлекательное, интересное. 

Педагог подготовительной к школе группы «Капитошка» Янчук Н.А.  с детьми своей группы показала НОД «Путешествие по островам математики». На каждый этап занятия  был подобран наглядный материал, который стимулировал  и активизировал детей к мыслительной деятельности. Педагог умело продумала ход занятия, целесообразно расположила демонстрационный и раздаточный материал.
Надежда Александровна умеет владеть детским коллективом, дети понимают педагога. Путешествие по «островам математики» проходило в тёплой дружественной обстановке. Сталкиваясь с трудностями, ребята помогали друг другу (математический диктант, решение задачи).
Выполнению поставленных  задач так же помогали наводящие вопросы Надежды Александровны, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Если у детей задания вызывали затруднения, то педагогом создавалась проблемная ситуация, которая активизировала мыслительную,  речевую деятельность, приводила к необходимости самостоятельно находить решение.
Янчук Н.А.  придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».

В ходе тематического контроля была просмотрена НОД у молодого специалиста: Дуды Е.С.    У Екатерины Сергеевны был правильно  составлен конспект НОД.  При планировании образовательной деятельности были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.
 Запланированные методы и приемы (беседа, физминутка, использование ИКТ, музыкальное сопровождение в виде звукового слушания) были интересны для детей младшей группы.